Стих. БСЭ.

Мир поэзии, 2015-2016 годы.

Главная   Романы   Стихи   Поэмы   Сказки   Биографии

 
 

Неудобный поэт

 

 

В начальных строках рассказа о жизнедеятельности известной личности принято указывать ее происхождение, хорошо, если человек из благородных, это в совке рабоче-крестьянское происхождение сулило открыть все двери. Теперь люди труда не фаворе, полузабытое прошлое. Известный поэт Некрасов Николай Алексеевич из благородных.  Его прадед служил монарху рейтаром конной гвардии и, хотя название рейтар после Петра в русской армии не встречается, его служба в этом роду войск есть  общепринятый факт. В 1736 году Алексей Яковлевич, так звали и величали прадеда поэта, удачно женился на дочери стольника Б.И. Нерона Прасковье Борисовне, получив за нею в приданое ярославское поместье – сельцо Васильково с деревнями Кощевкой, Гогулино и полдеревни Грешнево. После его кончины (он умер около 1760 года) владельцами ярославского именья стали П. Б. Некрасова (умерла после 1780 года) и её единственный сын Сергей Алексеевич, дед поэта, последний жил в Москве служил в артиллерии дослужился до звания  штык-юнкера (прапорщика) и ушел в отставку. Дед поэта бы женат на Марии Степановне Грановской, в браке имел шесть сыновей и трех дочерей. Заботы о большом семействе не избавили его от пагубной страсти к игре в карты. После ряда крупных проигрышей Сергей Алексеевич вынужден был заложить именья, чтобы рассчитаться с карточными долгами. В самом начале XIX века он лишился и московского дома, после чего переехал с семьей в Грешнево, где скончался 3 января 1807 года.  Место рождения отца поэта точно не установлено. Предполагают, что он родился в Москве. И вместе с родителями переехал в Грешнево. С его датой рождения тоже полная туманность, Долгое время считалось, что А. С. Некрасов родился в 1788 году, однако по недавним исследованиям С. В. Смирнова дату рождения следует перенести на 1794 или 1795 год. После смерти отца Алексея и его братьев Сергея и Дмитрия определили на военную службу в Тамбовский пехотный полк, который стоял тогда в Костроме. Отец поэта начал службу Тамбовском пехотном полку 30 марта 1807 года в чине унтер-офицера. Видимо, дворянское происхождение позволяло ему начать военную карьеру именно с этой ступени. В это время ему было только 12 (или 13) лет. В том же году новобранец  вместе с полком выступил из Костромы в поход в Восточную Пруссию. В 1810 году А. С. Некрасов был произведен в прапорщики и переведен на службу в 28-й егерский полк. По военной лестнице отец поэта продвигался успешно - 17 сентября 1811 года ему присвоили чин подпоручика. В чине подпоручика А.С. Некрасов встретил французов в Отечественную войну 1812 года. Непосредственно об участии в военных действиях Алексея Сергеевича ничего не сказано, однако известно, что 28-егерьский полк принимал непосредственное участие в боевых действиях. Естественно ожидать, что юный офицер не отсиживался в тыловых обозах, когда его сослуживцы участвовали в боевых схватках с неприятелем. 

 

После окончания Отечественной войны и Заграничных походов русской армии 28-й егерский полк поставили на западных рубежах империи, в Винницком уезде Подольской губернии. Здесь А. С. Некрасов и познакомился со своей будущей женой. 11 ноября 1817 года в Успенской церкви местечка Юзвин Винницкого уезда состоялось венчание поручика А. С. Некрасова и малороссийской дворянки Елены Андреевны Закревской.

 О матери поэта, Е. А. Закревской, известно немного, а то, что известно, давно вызывает сомнения. Во-первых, не ясно когда она родилась. Традиционно считалось, что она родилась в 1796 году. Эта дата попала в литературу благодаря В. Е. Евгеньеву-Максимову, который в 1913 году видел в метрической книге церкви села Абакумцева запись о её кончине: «1841 года, 29 июля умерла от чахотки у майора Алексея Сергеевича жена его, Елена Андреевна, 45 лет отроду». Согласно данной записи, Елена Андреевна родилась в 1796 году, но опять же С. В. Смирнов на основании архивных документов установил другую дату – 1803 год. В формулярном списке А. С. Некрасова за 1838 год сказано, что его жена имеет «отроду 35 лет». В метрической книге Воскресенской церкви Ярославля, где состоялось отпевание Елены Андреевны, в записи о её смерти сказано, что усопшей «38 лет», что опять указывает на 1803 год,

 как на год её рождения.

Во-вторых, не известно настоящее имя матери поэта. В документах она именуется Еленой и Александрой. В момент венчания матери поэта   было 14 лет, что опять же ставит под сомнение сведения о ее прекрасном образовании и не согласии родителей на ее замужество за Некрасова. Думается, офицер армии не стал бы похищать ребенка, от родителей, поскольку дело это уголовно-наказуемое.

В 1820 году у молодых супругов родился первенец – сын Андрей, в самом начале 1821 году – дочь Елизавета. В конце 1821 года на свет появился их третий ребенок – сын Николай – будущий поэт. В 1949 году А. В. Попов документально доказал, что поэт родился 28 ноября (10 декабря по новому стилю) в местечке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии.

16 января 1823 года А. С. Некрасов по причине болезни  был уволен с военной службы «майором с мундиром», в 1826 году он с семьей отправился в Грешнево. К тому времени супружеская пара имела четверых детей. Возможно их путь проходил через Киев, Москву, Ярославль в свое дворянское гнездо в Грешнево. Это гнездо представляло собой неказистый одноэтажный дом из дерева.

 

В августе 1832 года будущий поэт Николай Некрасов вместе с братом Андреем были отданы учиться в Ярославскую гимназию. По существующим тогда правилам в гимназию принимались дети в возрасте 8-10 лет. Для подготовки к поступлению в гимназию существовали подготовительные отделения одногодичные или двухгодичные. Видимо, братья Некрасовы уже имели достаточную подготовку для поступления в гимназию и их записали в первый класс.  На следующий год в гимназии перестроили учебный процесс – четырех классную преобразовали в семиклассную полного цикла гимназию, в силу чего Николай и Андрей вместо второго класса перешли сразу в четвертый.

В гимназии Некрасов активно писал стихи, ездил на охоту с товарищами и играл в карты. Позднее поэт вспоминал, что они с братом «учением не занимались, а занимались больше кутежом, и я сильно приударял в картеж и в прочие забавы». Некрасов учился плохо, всё хуже и хуже. В 1835 году на выпускных экзаменах в пятом классе он получил следующие отметки: закон Божий – 2, словесность – 3, логика – 2, математика – 1, история – 1, латынь – 3, география – 2, немецкий язык – 2, французский – 2. В результате он остался в пятом классе на второй год, а затем и на третий, причем в третий год обучения в пятом классе Некрасов показал худший результат, чем в предыдущие два. На этом терпению отца пришел предел и он, наконец, забрал сына из гимназии. На этом официальное образование Некрасова было завершено.

В 1838 году шестнадцатилетний Николай Некрасов покинул родительский дом и отправился покорять столицу тогда - Петербург. В Петербурге Некрасов намеревался поступить в университет. Отец настаивал на том, чтобы Николай поступил в петербургский Дворянский полк (военно-учебное заведение). Судя по всему – это было единственное учреждение, куда могли принять Некрасова и где он мог надеяться на карьерный рост. Сын сделал вид, что он согласен поступить туда. 20 июля 1838 года, простившись с родителями, братьями и сестрами, он выехал  в Петербург.

Прибыв в Петербург, юный поэт не стал поступать в Дворянский полк. В гневе Алексей Сергеевич отказался помогать сыну деньгами. Некрасов оказался в крайне тяжелом положении. В университет он не смог поступить, провалившись на вступительных экзаменах. В сентябре 1839 года Некрасов поступил вольнослушателем на 1-е отделение философского факультета (позднее преобразованного в историко-филологический факультет). Почти два года Некрасов числился вольнослушателем на философском факультете, не сдав за это время ни одного переходного экзамена (официально он был уволен из числа вольнослушателей 24 июля 1841 года).

Живя в столице, он должен был добывать средства на свое существование. Он занимался литературной деятельностью. Так в феврале 1840 года вышел из печати и увидел свет первый сборник его стихотворений «Мечты и звуки». Для издания сборника требовались большие деньги или богатый спонсор. Так или иначе, но Некрасов нашел возможность опубликовать свои творения, проявив незаурядную предприимчивость. Другое дело, что сборник успеха не имел, подступы к литературному олимпу плотно простреливались. С 1840 года он сотрудничал в журнале «Пантеон» Ф. А. Кони, писал многочисленные театральные рецензии, фельетоны в стихах и прозе, оригинальные и переводные водевили и пьесы. В том же году он начал сотрудничество с журналом «Отечественные записки» - это был один из лучших тогдашних журналов. В 30-40 годы в нем печатались М. Ю. Лермонтов, В. И. Даль, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. И. Панаев, В. П. Боткин, В. Г. Белинский и другие. В 1841 году Некрасов сумел перевести с французского, которого не знал, на русский язык  большую пятиактную драму и довел ее премьеры. Драма называлась  «Материнское благословение», 19 октября 1842 столичная публика ее увидела ее постановку.

 

Сотрудничая с «Отечественными записками» Некрасов познакомился с Белинским, тогда ведущим критиком «Отечественных записок», сыгравшего огромную роль в судьбе поэта. К моменту знакомства с Некрасовым Белинский окончательно сформировался как революционер и социалист, страстный поклонник Великой французской революции конца XVIII века. Не без влияния Белинского у Некрасова сформировались радикальные политические взгляды. По словам Герцена, «выстраданное, жёлчное отрицание и страстное вмешательство во все вопросы» В рядах противников крепостного права Некрасов занимал крайне левую позицию. Примерно с середины 40-х годов он выступал  не только против крепостного права, но шёл гораздо дальше, выступая за крестьянскую революцию и осуществление социалистического строения общества. И до конца свой жизни Некрасов оставался страстным и стойким сторонником всероссийского крестьянского восстания, который, по его мнению, только и мог разрешить все проблемы накопившиеся в империи. Политические взгляды обусловили характер его поэзии. В творчестве Некрасова главными были три темы: страдания народа, воспевание борцов за его освобождение и революционная тема. Практически всю свою жизнь Некрасов обличал зло крепостничества и призывал к его свержению. Свою Музу поэт называл «музой гнева и печали», «музой мести и печали». В стихах Некрасова как в зеркале отражались народные скорбь, страдания, нищета, голод. Однако поэзии Некрасова не чужды и яркие светлые проявления любви к природе, детям («Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети» и другие).

 

В известном стихотворении «На Волге» (1860) поэт затронул тему одной из самых тяжёлых и неприятных сторон крепостнической действительности — бурлачества. Тема знакома ему ещё по детским воспоминаниям — он не раз видел тяжёлый труд бурлаков. Его горькие мысли разделяла тогда вся демократическая интеллигенция. Художник И. Репин создал по этому поводу художественное полотно. Поэт не раз возвращался к теме «холопства» и необходимости борьбы с ним.

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858 г.), которое из-за цензуры «гуляло» по многочисленным спискам, вручную переписывалось, только в 1860 году было опубликовано без подписи автора А. И. Герценом в газете «Колокол» за рубежом под названием «У парадного крыльца» и в 1863 году было напечатано под фамилией Некрасова, исследователи полагают, что окна квартиры поэта на Литейном проспекте Петербурга смотрели на подъезд министра государственных имуществ М. Н. Муравьёва, и Н. А. Некрасов, вероятно, именно там наблюдал эти сцены. Подъезд по праздникам встречает «дорогих» гостей (они не дороги для поэта). А в обычные дни к подъезду подходят «убогие», «безвестные» лица, которые говорят: «Суди его бог!», потому что швейцар никого не пускает. А владелец роскошных палат, «считающий жизнью завидною упоение лестью бесстыдною, волокитство…», и он — «герой, втихомолку проклятый Отчизною, возвеличенный громкой хвалой». Кто сегодня заходит в подобные парадные подъезды, а кого — не пускают как просителей?

В 1863 году Некрасовым было написано самое выдержанное в отношении стандартов стихосложения среди всех его произведений — поэма «Мороз, Красный нос». Эта поэма, которую поэт посвятил своей сестре Анне — воспевание русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки». В поэме описаны светлые стороны крестьянской натуры, но, благодаря строгой выдержанности стиля, в ней отсутствует сентиментальность. По общему складу к этому произведению примыкает написанная ранее идиллия «Крестьянские дети».

Позже Некрасов создаёт написанную весьма оригинальным размером огромную поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1876), своего рода народный эпос. К лучшему, что в ней есть, относят финальную песню Гриши Добросклонова, заканчивающуюся словами «ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка Русь». Не вполне выдержан стихотворный размер и в другой поэме Некрасова — «Русские женщины» (1871—1872), концовка которой — свидание Волконской с мужем на руднике — принадлежит к трогательнейшим сценам во всей русской литературе.

Некрасова можно назвать единственным русским поэтом, у которого сильно и заметно развита такая чисто русская черта, как склонность к покаянию. Эта черта проявилась в таком его произведении, как «Рыцарь на час». Его «Влас» также вышел из настроения, в котором глубоко прочувствована очищающая сила покаяния. В этом же ряду следует назвать и великолепное стихотворение «Когда из мрака заблуждения я душу падшую воззвал…», о котором с восторгом отзывались даже такие мало расположенные к Некрасову критики, как Алмазов и Аполлон Григорьев.

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетённого», — писал русский литературный критик Дмитрий Писарев.

На протяжении трёх десятилетий (1840—60-е гг.) XIX века Некрасов являлся фактически одним из руководителей прогрессивного литературного движения в России. А в годы революционной ситуации в России (1859—1861) его творчество стало оказывать заметное влияние на передовые слои общества.

У поэтов революционно-демократического направления 1860—80-х годов Некрасов пользовался огромной популярностью. Они видели в нём главу новой поэтической школы. Поэты революционной демократии — В. Курочкин, Гольц-Миллер, Гнут-Ломан и Жулев, поэты-радикалы — Вейнберг, Минаев — и народники — Симборский, П. Якубович — все они следовали в своей литературной деятельности заветам Некрасова, учились у него новым художественным приёмам. Поэзию Некрасова высоко ценил Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Главные свойства поэзии Некрасова, по мнению литературного критика Владимира Жданова, это её тесная связь с национальной жизнью, близость к народу и умение говорить от его имени, а также использование реалистического художественного метода, необычайно активного вторжения в жизнь и воспроизведения жизни в искусстве. Самый обширный материал представлен в творчестве Некрасова, создавшего единственную в своём роде поэтическую энциклопедию дореволюционной России.

Некрасовым были широко и многообразно разработаны урбанистические мотивы. В этом он предвосхитил «городскую» поэзию начала XX века, опередив поэтов-современников, что было отмечено ещё литературоведом Валерием Брюсовым: «После Пушкина Достоевский и Некрасов — первые у нас поэты города…». А французский литературовед Шарль Корбэ в книге «Некрасов как человек и поэт» (1948) писал, что Некрасов был предшественником Шарля Бодлера.

Не обошёл поэт в своём творчестве и тему любви. Ему удалось создать формулу, которую в дальнейшем использовали при оценке его «интимной» лирики, — «проза любви». Некрасовская любовь — это романтический мир «достоевских» страстей и ревности, мир самоугрызений и самоутверждений. Н. Г. Чернышевский назвал Некрасовскую «прозу любви» — «поэзией сердца». Его лирике присущ уход от социальности и биографизма, заметен переход от личного чувства к общему чувству всех мужчин, а трагедия личная перерастает в трагедию общую. Для некрасовской лирики характерны душевный диалог между мужчиной и женщиной, создание характера героини.

По мнению советского литературоведа и критика Владимира Жданова, Некрасов стал реформатором русского стиха, художником русского слова, который впитал все богатства народной речи. Он был крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в одну из трудных эпох его развития. Будучи редактором лучших русских журналов XIX века — «Современника» и «Отечественных записок» — Николай Некрасов стоял в центре литературно-общественного движения своего времени. Как художник-новатор, который искал и предлагал новые пути в русской литературе, он поднял русскую литературу на новую ступень развития. По определению Достоевского, Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».

Прижизненные издания его сочинений включали только поэзию, и многие из своих стихов Некрасов так и не увидел напечатанными. По причине того, что он был поэтом революционно-демократической направленности, он больше всех из русских писателей страдал от цензурного давления. При его жизни вышло семь сборников стихотворений (не считая отдельных изданий его работ в журналах). Первое издание вышло в 1856 году. Далее — в 1863, 1869, в 1873 (два издания), 1874 и последнее (в типографии Краевского) — в 1877 году. После смерти Некрасова только в ближайшие годы его стихотворения выдержали 6 изданий, по 10 и 15 тыс. экземпляров.

Работа по составлению полного сбора его стихотворений началась уже в советские годы, и главная заслуга в этом деле восстановления, поисков, критической проверки и комментирования некрасовских текстов принадлежит В. Е. Евгеньеву-Максимову и К. И. Чуковскому. А уже во второй половине 1930-х годов возникла идея создания академического Полного собрания сочинений и писем Некрасова. Однако события Великой Отечественной войны помешали этому, и работа была приостановлена на самом начальном этапе. Однако её результаты были использованы при подготовке Полного собрания сочинений и писем.

Несмотря на его популярность в либеральных и литературных кругах своего времени, он не был справедливо и в полной мере оценён при жизни. И только в XX веке оригинальность и новизна некрасовского слога были по достоинству признаны.

Адреса.

Центральное здание усадьбы в Карабихе под Ярославлем, где поэт жил в летнее время в 1861—1875 годах, — ныне Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха»

Санкт-Петербург

июль — декабрь 1840 года — дом Щанкина (Свечной переулок, 18);

декабрь 1840 — начало 1841 года — дом Барбазана (Невский проспект, 49);

конец 1841 — начало 1842 года — доходный дом Головкиной( Гребецкая улица, 28);

октябрь 1845 — 1848 год (Поварской переулок, 13, кв. 7);

1848 — июнь 1857 года — дом княгини Урусовой (набережная реки Фонтанки, 19);

июнь 1857 года — доходный дом Имзена (Малая Конюшенная улица, 10);

август 1857 — 27 декабря 1877 года — дом А. А. Краевского (Литейный проспект, 36, кв. 4).

Ярославль

1832—1838 годы — Ярославская гимназия — Воскресенская (ныне Революционная) улица, 11;

1832—1838 годы — дом, где жил с братом Андреем, — Воскресенская улица, 8.

Память

Основная статья: Память о Николае Некрасове

Именем Николая Некрасова в России названы многие библиотеки и другие культурные учреждения, учебные заведения, улицы во многих городах России и в других странах. Музеи Некрасова открыты в Санкт-Петербурге, в городе Чудово Новгородской области, в усадьбе Карабиха, в которой Некрасов жил в летнее время в 1871—1876 годах.

 

По материалам Интернета.

 

 

Поэты

 

Белый

Ахматова

Алигер

Анненский

Атокольский

Баратынский

Брюсов

Есенин

Лермонтов

Майков

Некрасов

Никитин

Пушкин

Тютчев

Фет

 

 

 

ГлавнаяРоманыСтихиПоэмыСказкиБиографии

 

МИР ПОЭЗИИ