Стих. БСЭ.

Русская поэзия.

Главная   Романы   Стихи   Поэмы   Сказки   Биографии

 
 
 

Поэзия Ахматовой

 

 

 

В начале второго десятилетия двадцатого века на небосклоне русской поэзии появилась новая звезда. Ее была Анна Горенко – строптивая дочь военного инженера и молодая жена уже известного в поэтическом обществе России поэта Николая Гумилева. Анна заявила о себе выпуском стихотворного сборника под названием «Вечер». Стихи молодой поэтессы целиком относились к жанру любовной лирики. По строению стихи Анны Горенко были классически просты, отличались ясностью стиля, конкретностью,  «вещностью» образного строя, высоким лиризмом и мелодичностью, они легко читали и запоминались. Большой части читательской публики произведения Анны Горенко должны были понравиться. Главной и почти единственной героиней стихов молодой поэтессы была она сама, ее чувства и переживания. Что очень не нравилось ее родителю, будущая слава дочки военного инженера, видимо, не волновала, а стать известным на всю империю через неординарные творения дочери ему не хотелось. Он запретил Анне подписываться под ее стихами семейной фамилией. На этой почвеу низ даже произошла некоторая ссора. И Анна Горенко придумала себе литературный псевдоним «Ахматова». Это была распространенная фамилия в России имеющая тюркские корни, Ахматовых и Ахмедовых в южных краях было много, мог быть кто-то с такой фамилией и в самом роду поэтессы. Таким образом, автором стихотворного сборника «Вечер» и всех последующих Анны Горенко была указана Ахматова. 

Предисловие к сборнику стихов написал Михаил Кузьмин. Опытный поэт сразу и точно понял природу Ахматовой. В ее стихах Кузьмин обнаружил любовь и талант поэтессы к деталям. Так в «Песне о последней встрече», поэтесса перепутала перчатки.

 

«Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки».

 

За первым сборником тонус творчества поэтессы значительно поднялся и  она выдала в последний мирный год империи больше стихотворений чем во все остальные годы. В первый военный год вышел из печати второй сборник стихов под названием «Четки», этот сборник издавался 9 раз последний раз в 1923 году. Критика благоволила молодой свежей поэтессе, отмечала живую динамичность строк ее стихов, значимую детализацию. Так никто до Ахматовой не сочинял стихов. Ее стихи сравнивали с лирическим романом.

 

БЕЛОЙ НОЧЬЮ

 

Ах, дверь не запирала я,

Не зажигала свеч,

Не знаешь, как, усталая,

Я не решалась лечь.

 

Смотреть, как гаснут полосы

В закатном мраке хвой,

Пьянея звуком голоса,

Похожего на твой.

 

И знать, что все потеряно,

Что жизнь - проклятый ад!

О, я была уверена,

Что ты придешь назад.

6 февраля 1911, Царское Село

 

В личной жизни ей не везло, вскоре после венчания, ее муж-поэт Гумилев заводит любовный роман на стороне. Это обстоятельство заставляет сильно переживать поэтессу. Рождение ее ребенка не уберегло их брак, они расстались, муж уехал добровольцем на фронт. После отъезда мужа у нее завязывается новый роман с поэтом Анрепом. Правда, новый роман тоже неудачным, он завершится в связи с отъездом ее избранника на «зеленый» остров. Разрыв с мужем, новый роман и его незавершенность послужили Анне обильной почвой для ее любовно-лирически направленной поэзии. Все переживаемые ее чувства тоски и радости, все их оттенки трансформировались в ее сознании в строчки стихов.

На фоне людского горя, что несла Первая мировая война, ее любовные переживания было не совсем уместны. Анна и сама это понимала, творческий процесс у нее с началом войны резко замедлился. В это время она страдает от болезни, говорили , что у нее туберкулез (чахотка), но могло быть и не так, медицинская диагностика тогда была еще несовершенна.

Война завершилась февральской революцией, свергнувшей самодержавие и вместе с ним и самого царя, следом за первой революцией случилась вторая, свергнувшая бездеятельное Временное правительство. Обстановка в стране кардинально поменялась. Далёкая от революционной действительности, Ахматова. все же показала свою гражданственность, резко осудила белую эмиграцию, людей, порвавших с Родиной («Не с теми я, кто бросил землю...»).

К окончанию гражданской войны она успела развестись со вторым мужем и выти замуж третий раз (официально брак не был зарегистрирован).

Из печати вышел третий ее сборник стихов «Белая стая» в 1917, 1918, 1922 годах и четвертый - «Подорожник» в 1921году. Один сборник отпечатали в Берлине - «Anno Domini MCMXXI» издание «Петрополис», П., 1922; Берлин, 1923 год. И на этом ее творчество застопорилось. В годы перестройки, когда ломали  СССР, приостановку творчества Ахматовой объяснили запретом НКВД, это было в духе перестроечного времени валить все на предшествеников, красный жупел большевизма густо мазали черной смоляной краской.  Объяснение было надуманным.

Проблема Ахматовой заключалась в в ней самой, ей нечего было сказать формируемому новому советскому человеку. Да, она была с народом и в народе, находила мотивы для своих стихов в реальной жизни, однако ее лирика - настоящей земной любви не могла быть вечной в ее произведениях. Поэзия Ахматова эгоцентрична, стихотворной героиней выступала Ахматова сама, а ей уже было за тридцать, она замужняя дама у не есть муж и сын-подросток. Рассказывать читателю о своих любовных томлениях в ее положении неудобно, читатель мог ее не понять. Другого направления своим стихам, где она могла по-прежнему находиться  в эпицентре сюжета, Ахматова пока не могла найти.

После революции Ахматова работала в библиотеке, изучала поэзию Пушкина, написала несколько научных работ.

Между тем, в конце гражданской войны, общественно политическая обстановка в стране резко обострилась, Противники советской власти в очередной раз попытались свергнуть ее. Антоновский мятеж в Тамбовской области, восстание в Кронштадте, власть неуклюже защищалась. В число врагов революции попал и талантливый поэт Николай Гумилев – бывший муж Ахматовой.  Весть о расстреле мужа, хоть и бывшего, с которым у Ахматовой сохранились человеческие отношения, сильно душевно ударила и расстроила поэтессу. В 1933 году арестовали ее сына. Продержав за решеткой 9 дней отпустили без предъявления обвинения. В 1935 году он подвергся второму аресту, на этот раз его держат долго, через посредство знакомых, Ахматовой удается передать письмо Сталину с просьбой освободить сына, тот отдает распоряжение освободить его. Но машина защиты социалистического правопорядка продолжает свою работу, однажды попавший в поле ее зрения человек, становится объектом ее наблюдения, в тридцать восьмом ее сына арестовали и осуди на пять лет. Страх и боль, забота о сыне и гражданском муже помещенных в Кресты, способствует Ахматовой открыть новое для ее стихов направление. Это направление можно назвать социальной поэзией. Поэтесса как-то подсчитала, что она 17 месяцев простояла в очереди, чтобы передать передачу в Кресты. Она снова оказалась в гуще народа, только не того, что выращивал хлеб, стоял у мартен, отправлялся на великие стройки. Это был специфичный народ, издерганный дурными ожиданиями, озлобленный на все окружающее. 

 

«Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был».

 

Обрушившиеся на нее переживания, наложившиеся на ее старые душевные раны, подвигают Ахматову на сочинение новых стихотворений.

Она создает не длинный цикл стихотворений, объединенный одной темой. Ахматова назвала этот цикл «Реквием».

 

«Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе... Не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть».

 

В 1939 году Ахматову приняли в Союз писателей, в этом же году арестовали и осудили на пять лет ее сына, в 1940 году был отпечатан 40 тысячным тиражом сборник ее стихотворений включивший себя ранее написанные произведения с 1912 года.

 

Начавшаяся война захватила ее в Ленинграде. В сентябре 1941 года она была эвакуирована, как и вся творческая богема, в Ташкент. Ахматова не была сторонницей советской власти, в ее стихах не найдешь строк о советских людях труда. Но начавшаяся Великая Отечественная война не могла не найти отклика в душе поэтессы и она создает цикл стихотворений о войне.

 

ПЕРВЫЙ ДАЛЬНОБОЙНЫЙ В ЛЕНИНГРАДЕ

 

И в пестрой суете людской

Все изменилось вдруг.

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат

Он, правда, был похож, как брат,

Но в громе влажность есть

Высоких свежих облаков

И вожделение лугов -

Веселых ливней весть.

А этот был, как пекло, сух,

И не хотел смятенный слух

Поверить - по тому,

Как расширялся он и рос,

Как равнодушно гибель нес

Ребенку моему.

1941

 

27 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА

 

И в ночи январской, беззвездной,

Сам дивясь небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны,

Ленинград салютует себе.

1944

 

 

В Ташкенте издали ее сборник стихов «Избранное». 

Окончание войны и безоговорочная победа СССР над поверженным врагом не позволили расслабиться советскому народу, уже опробовано заокеанскими союзниками на японцах новое разрушительное и смертоносное атомное оружие. Зачем было создано такое оружие ни для кого не являлось секретом – оно было направленно на СССР. Стране еще находившийся в руинах требовалось в кратчайший срок создать и овладеть атомным оружием, восстановить заново порушенные войной города и села, справиться с послевоенным голодом и двинуться в перед. В этой обстановке советская власть не допускала никаких послаблений. Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах "Звезда" и "Ленинград" 14 августа 1946 года. Резко встряхнуло писательские круги. Ленинградская партийная власть подсуетилась и исключила Ахматову  и Зощенко из союза писателей. Нависла угроза ареста опальных писателей, но пронесло. В 1949 году в третий раз арестовали  сына Ахматовой он осужден на 10 лет, потом пять лет ему скостили. Ахматова в том же году написала создала цикл стихов, посвященных Сталину. Нынешняя критика их раскритиковала в пух и прах, «это был набор штампов газетной «поэзии», другого, конечно, современные литераторы не могли написать, стихи-то посвящались Сталину, как можно такое  терпеть.  

 

 

21 декабря 1949 года

 

Пусть миру этот день запомнится навеки,

Пусть будет вечности завещан этот час.

Легенда говорит о мудром человеке,

Что каждого из нас от страшной смерти спас.

 

Ликует вся страна в лучах зари янтарной,

И радости чистейшей нет преград, -

И древний Самарканд, и Мурманск заполярный,

И дважды Сталиным спасенный Ленинград

 

В день новолетия учителя и друга

Песнь светлой благодарности поют, -

Пускай вокруг неистовствует вьюга

Или фиалки горные цветут.

 

И вторят городам Советского Союза

Всех дружеских республик города

И труженики те, которых душат узы,

Но чья свободна речь и чья душа горда.

 

И вольно думы их летят к столице славы,

К высокому Кремлю - борцу за вечный свет,

Откуда в полночь гимн несется величавый

 

 

В 1951 году Ахматову восстанавливают в Союзе писателей, в 1958 выходит из печати сборник ее стихов «Избранное», в дальнейшем стихи Ахматовой печатаются регулярно.

 

Библиография произведений А. Ахматовой

 

Прижизненные издания

Анна Ахматова. «Вечер» 1912.

Анна Ахматова. «Чётки» 1914—1923 — 9 изданий.

Анна Ахматова. «Белая стая» 1917, 1918, 1922 г.

Анна Ахматова. «Подорожник» 1921.

Анна Ахматова. «Anno Domini MCMXXI» изд. «Петрополис», П., 1922; Берлин, 1923 г.

Анна Ахматова. Из шести книг. Л. 1940.

Анна Ахматова. Избранное. Стихи. Ташкент. 1943.

Анна Ахматова. Стихотворения. М. ГИХЛ, 1958.

Анна Ахматова. Стихотворения. 1909—1960. М. 1961.

Анна Ахматова. Requiem. Тель-Авив. 1963. (без ведома автора)

Анна Ахматова. Requiem. Мюнхен. 1963.

Анна Ахматова. Бег времени. М.-Л. 1965.

 

Важнейшие посмертные издания

 

Ахматова А. Избранное / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. — М.: Художественная литература, 1974.

Ахматова А. Стихи и проза. / Сост. Б. Г. Друян; вступ. статья Д. Т. Хренкова; подгот. текстов Э. Г. Герштейн и Б. Г. Друяна. — Л.: Лениздат, 1977. — 616 с.

Ахматова А. Стихотворения и поэмы. / Сост., подготовка текста и примечания В. М. Жирмунского. — Л.: Сов писатель, 1976. — 558 с. Тираж 40 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)

Ахматова А. Стихотворения / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. — М.: Сов. Россия, 1977. — 528 с. (Поэтическая Россия)

Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост., вступ. ст., примеч. А. С. Крюкова. — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1990. — 543 с.

Ахматова А. Сочинения: В 2 тт. / Сост. и подготовка текста М. М. Кралина. — М.: Правда, 1990. — 448 + 432 с.

Ахматова А. Собрание сочинений: В 6 тт. / Сост. и подготовка текста Н. В. Королёвой. — М.: Эллис Лак, 1998—2002..

Ахматова А. Записные книжки. 1958—1966. — М. — Torino: Einaudi, 1996.

 

Поэты

Ахматова

Алигер

Анненский

Атокольский

Баратынский

Брюсов

Есенин

Лермонтов

Майков

Никитин

Пушкин

Тютчев

Фет

 

 

 

ГлавнаяРоманыСтихиПоэмыСказкиБиографии

 

МИР ПОЭЗИИ